Великолепный Эфес: История и Исторические Памятники

Эфес — один из самых значительных городов античного мира, расположенный на западном побережье Малой Азии (современная Турция, провинция Измир). Этот город, основанный в X веке до н. э., был важным центром торговли, культуры и религии, а сегодня его руины входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно легенде, город Эфес основали амазонки, а название  он получил в честь Эфесии, одной из их цариц, но Геродот писал, что Эфес был основан в Х в. до н.э. колонистами прибывшими с запада под предводительством Андрокла, сына афинского царя Кодра.

В VI веке до н.э. Эфес находился на высшей точке развития науки и искусства. В этот период здесь проживали такие заметные люди как эфеский поэт Каллин, сатирик Гиппонакс, философ Гераклит. В VI-Vвеках город переходил из рук в руки. Был завоеван Крезом, вложившим средства в новый огромный храм Артемиды, ставшим одним из чудес света, находился под контролем Персии, но после греко-персидских войн вошел в Делосский союз. В  IV–I вв. до н. э. при Александре Македонском и его преемниках город процветал. Лисимах перенес его на новое место (современное расположение руин).

С 133 года до н.э. Эфес перешел под покровительство Рима. В 1 веке н.э., при Августе, город стал фактически столицей римской провинции Азии, важнейшим торговым центром, где постоянно восседал наместник римского императора. После смерти Иисуса, Дева Мария и апостолы были выгнаны из Иерусалима. Дом Девы марии и церковь Богородицы находятся в Эфесе. В 53 году в Эфес пришел и проповедовал апостол Павел, а позднее жил апостол Иоанн, написавший Евангелие. Он похоронен здесь, на южном склоне возвышенности Аязулука.

Все сохранившиеся до нас памятники архитектуры принадлежат именно этому периоду.

Амфитеатр в Эфесе (известный также как Большой театр Эфеса) — один из самых впечатляющих античных театров, сохранившихся до наших дней.

Он построен на склоне холма Панаир  в эллинистический период (III век до н. э.), но значительно расширен в римскую эпоху (I–II века н. э.). Амфитеатр поистине огромен, он имеет классическую полукруглую форму с тремя основными секциями. Его Театроны (зрительские места) насчитывают 66 рядов, разделённых на три яруса и вмещают до 25000 зрителей. Театр имел полукруглую площадку для выступлений называемую Орхестра, которая первоначально использовалась для хора, позже — для гладиаторских боёв. Орхестра располагалась перед Скеной (сценой) представляющей из себя двухэтажное сооружение с колоннами и нишами для статуй от которых до наших дней сохранились некоторые фрагменты. Акустика театра была настолько идеально рассчитана, что даже шёпот со сцены слышен на верхних рядах.

В римский период театр использовался не только для театральных представлений, но и для политических собраний, религиозных церемоний и гладиаторских боёв. Согласно Библии (Деяния апостолов, 19:23–41), здесь произошло восстание против апостола Павла, когда местные серебряных дел мастера, возглавляемые Димитрием, выступили против его проповедей, угрожавших их торговле идолами Артемиды.

От Амфитеатра начинается Мраморная дорога в Эфесе, одна из главных улиц древнего города.

Дорога проходит через центр Эфеса, соединяя такие ключевые сооружения, как Библиотека Цельса, Агора, Амфитеатр и Стадион.  Дорога получила название «Мраморной» из-за того, что была вымощена мраморными плитами. В античные времена это указывало на богатство и значимость города.  Ширина дороги составляла около 11 метров, по бокам располагались колоннады, торговые лавки и  общественные здания. На некоторых участках сохранились следы колесниц, что свидетельствует о её интенсивном использовании. Под дорогой была проложена канализационная система, типичная для римских городов.  Дорога использовалась для торговых, религиозных и общественных процессий.  По ней проходили торжественные шествия в честь богини Артемиды.  В византийский период часть дороги была перестроена, но мраморное покрытие сохранилось. 

В центре города Мраморная дорога заканчивается небольшой площадью, на которой находятся Руины библиотеки в Эфесе, известной как Библиотека Цельса, Арка Андриана и ворота Мазеуса и Митридата.  Отсюда же начинается и улица Куретов на которой находятся достопримечательности Эфеса.

Библиотека Цельса, это одна из самых впечатляющих достопримечательностей античного мира, ее фасад – один из самых фотографируемых объектов античной архитектуры. Здание сочетает римские и греческие стили. Фасад украшен двухъярусными колоннами и нишами со статуями, символизирующими Мудрость, Добродетель, Мысль и Познание. На фасаде здания сейчас стоят копии оригиналов, хранящихся в Вене. Внутри находился один большой зал с полками для свитков и апсидой со статуей Цельса. Здание было двухэтажным, этажи разделялись деревянным балконом. В период расцвета в ней хранилось до 12 000 свитков, что делало её одной из крупнейших библиотек античности (после Александрийской и Пергамской).

Библиотека была построена около 117–120 гг. н. э. в честь римского сенатора Тиберия Юлия Цельса Полемеана его сыном, Тиберием Юлием Аквилом, который финансировал строительство. Библиотека служила не только хранилищем книг, но и мавзолеем — в склепе под зданием был похоронен сам Цельс.

Библиотека сильно пострадала во время нашествия готов в III веке, а позже была разрушена землетрясением. Руины были погребены под слоем земли и обнаружены только в 1904 году во время раскопок под руководством австрийских археологов. Фасад был реконструирован в 1970-х годах и сегодня является символом Эфеса.

Если стоять лицом к библиотеке, то за спиной будет улица Куретов, а справа будут ворота Мазеуса и Митридата. Эти ворота — одна из самых впечатляющих построек в Эфесе. Они были возведены в 40–30 гг. до н. э.  двумя вольноотпущенниками  Мазеусом и Митридатом, служившими при дворе императора Августа и служили парадным входом на Торговую агору (рыночную площадь).

Ворота представляют собой трехпролетную арку, где центральная арка служила проходом  для повозок, боковые — для пешеходов. Ворота были сделаны из мрамора, украшены резными барельефами и на верху надписи с восхвалением Августу и упоминанием Мазеуса и Митридата которые финансировали строительство на свои средства.

Ворота — уникальный пример того, как бывшие рабы смогли оставить след в истории, создав памятник, переживший века.

Улица Куретов, начинающаяся от библиотеки, одна из главных улиц древнего Эфеса, соединявшая Верхний город, являющийся административным центром с Нижним городом в котором находилась торгово-культовая зона. Это мощёная дорога, сохранившая множество важных памятников и надписей, рассказывающих о жизни эфесцев.

Она названа так в честь Куретов — мифических жрецов, связанных с культом Артемиды Эфесской и богини-матери Кибелы. Согласно легенде, Куреты охраняли младенца Зевса на Крите, а в Эфесе они были связаны с местными религиозными ритуалами. На улице найдены надписи, упоминающие жрецов Куретов, которые играли важную роль в городской жизни. Улица Куретов была одной из главных артерий города, вдоль которой стояли важные общественные здания, такие как храм Адриана, фонтан Траяна и другие, о которых расскажем ниже.

Храм Адриана — один из наиболее хорошо сохранившихся и красивых памятников античного Эфеса , сохранившийся почти в первозданном виде. Он был возведен в честь римского императора Адриана, правившего с 117 по 138 годы нашей эры.

Строительство храма началось примерно в 118-138 годах, вероятно, после визита Адриана в Эфес в 123-124 годах. Храм был посвящен самому императору, а возможно, и богине Артемиде Эфесской. В римские времена перед храмом горел вечный огонь. Некоторые ученые считают, что храм мог быть частью императорского культа, а не просто посвящен Адриану.

В IV веке его немного перестроили, а некоторые элементы использовали в других сооружениях. Храм выполнен в коринфском стиле с изящной резьбой и декоративными элементами. На фасаде можно увидеть арочный фронтон с изображением богини удачи Тихи в центре и рельеф Медузы Горгоны над входом, который служил защитой от зла. Внутри храма, в нишах, когда-то стояли статуи императоров, но они не сохранились. Пол в храме украшен мозаикой, часть которой уцелела.

На фризе храма изображены сцены из греческой мифологии и истории Эфеса. Здесь можно увидеть основание города (по легенде, его основали амазонки) и встречу мифического основателя Андрокла с диким кабаном. Также изображены богиня Артемида и другие божества. Некоторые оригинальные рельефы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса в Сельчуке.

Храм пережил несколько землетрясений, частично ушел под землю. В 1957-1958 годах его реконструировали, используя оригинальные фрагменты. Сегодня это один из самых популярных объектов для фотосессий в Эфесе.

Следующим за храмом Адриана вверх по улице стоит Фонтан Траяна, или Нимфей Траяна, — один из самых впечатляющих памятников античного Эфеса, воздвигнутый в честь римского императора Траяна (правил в 98–117 гг. н. э.). Построен около 102–114 гг. н. э., вероятно, в честь его визита в город или как символ его правления.

Фонтан выполнял две важные функции: служил публичным источником воды и был политическим монументом, прославляющим императора. В поздне-римский период его значение уменьшилось, и часть сооружения разобрали на стройматериалы.

Нимфей имел П-образную форму с двухэтажным фасадом. В центре располагалась большая ниша, где стояла колоссальная статуя Траяна высотой около 4,5 м. Вода поступала по акведуку и вытекала из скульптурных элементов в мраморный бассейн и использовалась не только для питья, но и для охлаждения воздуха в жаркие дни..

Фонтан украшали статуи Диониса, Сатиров, Афродиты и других божеств, которые сейчас хранятся в Археологическом музее Эфеса. У ног Траяна стояла аллегорическая фигура «Мирового Океана», символизирующая власть Рима над водами. Колонны и пилястры были выполнены в стиле коринфского ордера с резными капителями. Фронтоны и рельефы изображали мифологические сцены.

Нимфей был раскопан в 1956–1957 гг. австрийскими археологами. Нижняя часть фасада и бассейн восстановлены, а оригинальные статуи Траяна и других фигур можно увидеть в Археологическом музее. Надпись на фонтане гласила: «Императору Траяну, сыну божественного Нервы… от благодарных эфесцев».

Сегодня это живописные руины, но даже в таком виде они впечатляют своей масштабностью и великолепием. Восстановленные колонны и фрагменты стен позволяют оценить величие этого сооружения.

Нимфей Траяна — это не просто памятник, а символ римского инженерного искусства и имперской пропаганды. Он демонстрирует, как Эфес, будучи столицей провинции Азия, выражал свою лояльность Риму через величественные архитектурные проекты.

Примерно посередине улицы Куретов, перед площадью Домициана располагается Монумент Меммия возведённый в честь Гая Меммия и его семьи. Монумент является значимым артефактом античной эпохи, свидетельствующим о высоком уровне урбанистической культуры и политической интеграции Эфеса в римскую систему. Этот монумент, возведённый в I веке до н.э., в период римского доминирования, стал символом римской гегемонии и признания вклада семьи Меммиев в развитие города. Гай Меммий, внук Луция Корнелия Суллы, занимал важное место в политической и социальной жизни Эфеса. Сулла, диктатор, сыграл ключевую роль в истории региона, укрепив позиции семьи Меммиев. Меммий, покровитель города, способствовал его развитию, что отразилось в возведении монумента.

Монумент возведён между 50 и 30 годами до н.э., во время укрепления римского влияния в Малой Азии после окончания Митридатовых войн. Архитектурные особенности указывают на римский классицизм, демонстрируя высокий уровень мастерства. Монумент имеет четырёхугольное основание с арочными нишами для статуй. Высота сооружения составляла около 10–12 метров. До нас дошли только фрагменты. Декоративные элементы включают рельефы с военными трофеями и статуи семьи Меммиев (последние не сохранились, но упоминаются в надписях). Надписи на латинском и греческом языках отмечают заслуги рода.

Археологи обнаружили фрагменты рельефов с доспехами и оружием, позволяющие реконструировать облик памятника. Также найдена надпись с именем Гая Меммия в музее Эфеса. Сохранились элементы колонн и карнизов и нижняя часть монумента с арками. Некоторые элементы добавлены для наглядности.

Монумент упоминается в поэме Лукреция «О природе вещей», где Гай Меммий предстаёт покровителем поэта. Это подчёркивает его высокий статус и влияние на культурную жизнь региона. Монумент мог служить образцом для других римских сооружений, подчёркивая его значимость в архитектурном наследии. Рядом с монументом найдены монеты с изображением Суллы, подтверждающее его связь с семьёй Меммиев и политическую значимость в Эфесе. Таким образом, монумент Меммия — не только архитектурный памятник, но и важный исторический источник, раскрывающий политическую и социальную жизнь античного Эфеса.

Одна из частей монумента Меммия – Барельеф Ники находится посередине площади Домициана в непосредственной близости от монумента. Реставрация Монумента была прекращена из-за разногласий о том, как должна была выглядеть верхняя часть монумента.

  В античном Эфесе, одном из важнейших культурных и религиозных центров Древней Греции, сохранилось несколько изображений богини Ники, однако наиболее значимым и широко известным является её образ, украшающий Монумент Меммия, возведенный в I веке до нашей эры. Этот монумент, являясь ярким примером эллинистического искусства, воплощает в себе синтез греческой эстетики и римской монументальности. Известно, что на данном сооружении Ника была изображена на одной из арок, что свидетельствует о её значимости в контексте римской пропаганды и утверждения власти.

Классический образ Ники, представленный на Монументе Меммия и других архитектурных памятниках, представляет собой крылатую фигуру, увенчанную лавровым венком или держащую в руках пальмовую ветвь. Этот образ, воплощающий идею победы и триумфа, часто изображается в динамике, что символизирует её нисхождение с небес, олицетворяя божественное вмешательство и поддержку в моменты побед.

На площади Домициана сохранились руины двух значимых сооружений, Фонтан Поллио и храм Домициана.

Фонтан Поллио, также известный как Фонтан Домициана, является выдающимся образцом римской гидротехнической архитектуры и важным археологическим объектом, отражающим культурный и социальный контекст древнего Эфеса. Этот монумент, возведенный в I веке н. э., представляет собой уникальное сочетание утилитарной функции и символического значения, что делает его значимым элементом не только городской инфраструктуры, но и культурного наследия Римской империи.

Фонтан Поллио был возведен в период правления императора Домициана (81–96 гг. н. э.) и изначально назывался в честь Поллио, богатого гражданина Эфеса, финансировавшего его строительство. Однако со временем сооружение стало ассоциироваться с культом императора, что отразилось в его альтернативном названии. Архитектурный стиль фонтана относится к римскому монументальному нимфею, представляющему собой двухэтажное сооружение с колоннами и нишами, украшенными статуями и рельефными композициями

Функциональная роль фонтана заключалась в обеспечении жителей Эфеса питьевой водой, поступающей из акведука. Вода стекала в бассейн, откуда ее могли брать горожане. Декоративное убранство фонтана было чрезвычайно богатым: фасад сооружения украшали рельефы и скульптуры, часть которых ныне хранится в Археологическом музее Эфеса в Сельчуке. Эти элементы не только выполняли эстетическую функцию, но и служили символом римской власти и заботы императора о подданных.

Фонтан Поллио представлял собой не только утилитарное сооружение, но и важный социальный и политический символ. Его возведение свидетельствовало о высоком уровне развития городской инфраструктуры и заботе о благополучии населения. Однако после смерти Домициана, подвергшегося проклятию памяти (damnatio memoriae), некоторые элементы фонтана могли быть утрачены или переработаны. Тем не менее, сохранившиеся фрагменты позволяют реконструировать первоначальный облик сооружения и оценить его архитектурное и культурное значение. На сегодняшний день от фонтана Поллио сохранились лишь отдельные фрагменты, включая часть фасада и бассейна, что делает его важным объектом археологических исследований. Некоторые скульптуры и архитектурные детали можно увидеть в Археологическом музее Эфеса, что позволяет глубже понять его историческое и культурное значение.

Вторым археологическим объектом на площади является Храм Домициана, представляющий собой выдающийся архитектурный памятник римского периода, отражающий сложную социально-политическую динамику того времени. Его изучение позволяет глубже понять механизмы взаимодействия между имперским центром и провинциальными городами, а также роль императорского культа в формировании политической идентичности.

Храм располагался в центральной части Эфеса, в непосредственной близости от Верхней Агоры, служившей политическим и социальным центром города, а также рядом с Пританеем — резиденцией городских магистратов.

Строительство храма было завершено в период правления императора Домициана (81–96 гг. н. э.), в период между 89 и 96 годами. Это сооружение стало одним из первых в Малой Азии, посвященных культу императора, что свидетельствовало о высокой степени лояльности Эфеса Риму и стремлении местных элит укрепить связи с центральной властью.

После убийства Домициана и его посмертного проклятия в 96 году, храм, вероятно, был переосвящен в честь его отца, императора Веспасиана. Это изменение посвящения отражает сложные политические процессы, связанные с легитимизацией власти в условиях смены императоров.

Архитектурная композиция храма включала высокий подиум размерами около 50 на 100 метров, что подчеркивало его монументальность и значимость. Перед входом располагалась колоннада (пропилеи), создававшая торжественный вход в святилище. Внутреннее пространство храма украшали коринфские колонны, символизирующие мощь и величие империи. Центральным элементом храмового комплекса была гигантская статуя Домициана, достигавшая высоты около 7 метров. Фрагменты этой статуи, включая голову и руку, сохранились до наших дней и ныне экспонируются в музее Эфеса в Сельчуке. Эта скульптура является важным артефактом, иллюстрирующим развитие римского скульптурного искусства и его связь с имперской идеологией.

Последний объект о котором хотелось бы рассказать в этой статье, это Одеон, известный также как Малый театр, является выдающимся примером античной архитектуры, предназначенной для музыкальных представлений и заседаний городского совета (булевтерии). Этот полукруглый крытый комплекс, возведенный во II веке н. э., представляет собой уникальный архитектурный памятник, сочетающий в себе функции концертного зала и политического форума.

Одеон был построен около 150 года н. э. на средства Публия Ведия Антония, богатого эфесского гражданина. Это сооружение отличалось от Большого театра Эфеса, возведенного в III веке до н. э., своей крытой конструкцией, что обеспечивало особые акустические условия для музыкальных и поэтических состязаний.

Одеон выполнял две основные функции:

  1. Концертный зал: предназначен для музыкальных и поэтических соревнований, что свидетельствует о высоком уровне культурной жизни в Эфесе.
  2. Место заседаний городского совета (Булевтерия): здесь решались важнейшие политические вопросы, подчеркивая общественное значение данного сооружения.

Одеон имел полукруглую форму с театром, рассчитанным на 1 400–1 500 зрителей, и 23 рядами сидений, разделенными на 4 сектора. Сцена была деревянной и предназначалась для музыкантов и ораторов. Крыша, покрытая кедровыми балками, была редкой роскошью для провинциальных городов, что свидетельствует о высоком статусе Эфеса. Стены украшали ниши со статуями, ныне утраченные. В ходе раскопок были обнаружены различные артефакты, включая надписи с именами жертвователей и почетных граждан, фрагменты мраморных сидений с резными узорами, а также декор в виде театральных масок, символизировавших искусство.

Одеон располагался рядом с Государственной агорой, подчеркивая его общественное значение. В римский период здесь могли проводиться философские диспуты, что свидетельствует о Эфесе как центре интеллектуальной жизни. Крытая конструкция защищала зрителей не только от дождя, но и от солнца, что позволяло проводить представления в течение всего дня.

О Эфесе говорить можно много и долго. Но лучше все увидеть самому. На автомобиле взятом в аренду из Бодрума можно доехать сюда примерно за 2 часа 40 мин, из Мармариса дорога займет 3 часа. Если Вы отдыхаете в районе Дидима или Измира, то чуть больше часа.

Билет для посещения Археологического сайта Эфес стоит 40 Евро.

Билет можно купить прямо на месте или заранее через интернет на официальном музейном сайте Турции

https://muze.gov.tr/urun-ekle?catalogNo=WEB-EFS01-87-009

Также, посещение Эфеса включено в музейные карты предоставляющие посещение различных музеев на территории Турции. Главное помните, о сроке действия карты, которая обычно действует несколько дней и соизмеряйте свои силы. Можно просто не успеть посетить все, что включено в посещение по карте, которая стоит дороже одиночного билета.

Удачи!

Оставьте заявку, менеджер свяжется
с вами в ближайшее время